© к.т.н., инж. Шепелёв В.А., инж. Шепелёв А.В.
Торцевое уплотнение ротационного соединения Deublin серии 6000
В одной из наших предыдущих публикаций была затронута тема проектирования и расчета уплотнений ротационных соединений. Такие прецизионные устройства служат для обеспечения герметичности между неподвижной частью оборудования (например, подводящей трубой или штуцером со шлангом) и вращающейся частью оборудования (например, каландером, барабаном, цилиндром или шпинделем) с целью прохождения рабочей жидкости как через неподвижную, так и через вращающуюся части оборудования. В настоящей статье мы вкратце рассмотрим и проанализируем конструкцию ремонтопригодного торцевого уплотнения ротационного соединения Deublin серии 6000, в частности, его аналога уплотнения, изготавливаемого в одной из стран Евразийского союза, а также приведем некоторые расчетные характеристики для этого уплотнения, сделаем обоснованные выводы и дадим рекомендации.
На рисунке ниже показана частично разобранная конструкция ротационного соединения серии 6000 производства компании Deublin. Специалистами этой компании были применены технические решения, позволившие спроектировать и изготовить ремонтопригодное гидравлически разгруженное торцевое уплотнение, обладающее неоспоримым преимуществом: возможностью быстрой замены вышедших из строя пар трения с вторичными уплотнениями на месте эксплуатации; при этом все корпусные металлические детали устройства могут использоваться многократно, благодаря чему возможно существенное сокращение эксплуатационных затрат. Предельные параметры ротационного соединения серии 6000 указаны в каталоге фирмы-изготовителя: вода или масло с тонкостью фильтрации не более 60 микрометров, с температурой не выше +120 градусов по Цельсию, избыточное давление до 10 Бар, максимальная скорость вращения 750 оборотов в минуту. Необходимо отметить, что указанные предельные параметры не могут сочетаться все вместе одновременно, торцевое уплотнение не предназначено для работы в условиях сухого трения (без жидкости, например, работа на пару не допускается) о чем чётко указано в инструкции и дополнительно на бирке ротационного соединения на фотографии ниже. В качестве материалов для колец пары трения применяется углеграфит по карбиду вольфрама как стандартный вариант и карбид кремния по карбиду вольфрама - специальное исполнение (E.L.S), обеспечивающее при определенных условиях повышенный срок службы устройства.
Рисунок. Конструкция ротационного соединения Deublin серии 6000 с ремонтопригодным торцевым уплотнением.
На фотографии [см. Фото 1] показано ротационное соединение Deublin 6200 DN50 [вид сбоку и вид сзади]. Вышедший из строя образец пары трения уплотнения этого устройства был любезно предоставлен нам инженером-механиком одного из промышленных предприятий России. Два одинаковых ротационных соединения применяются для каландера, рабочей жидкостью является горячая вода (с возможным присутствием пара), имеющая температуру +120 градусов Цельсия с избыточным давлением от 3-х до 6-ти Бар при скорости вращения 750 оборотов в минуту. По данным инженера-механика в системе присутсвуют автоматические отводчики пара, сбросные клапана не допускают превышения давления в системе более 8...9 Бар; автоматика безопасности не позволяет запускать оборудование в работу без подачи насосом горячей воды через систему, содержащую два ротационных соединения и каландер, срок службы аналога торцевого уплотнения ротационного соединения при указанных параметрах 8...12 месяцев, а цена пары трения уплотнения с резиновыми кольцами - 10000 руб.
Фото. 1. Ротационное соединение Deublin 6200 DN50.
Выполнив замеры деталей полученного аналога уплотнения нами были подготовлены эскизы его деталей, в том числе сборочный эскиз, приведенный ниже.
Эскиз. Сборочный эскиз аналога торцевого уплотнения ротационного соединения Deublin 6200 DN50.
Конструкция этого аналога торцевого уплотнения является гидравлически нагруженной и ремонтопригодной. Рабочая жидкость (в нашем случае горячая вода) подается с определённым расходом и упомянутыми выше параметрами к ротационному соединению, направление подачи этой жидкости показано стрелкой. Отличительной конструктивной особенностью уплотнения является подвижное в осевом направлении составное контркольцо, зафиксированное от возможного его проворота двумя неподвижными штифтами: это кольцо пары трения из карбида кремния установлено в стальную обойму. Ответное вращающееся кольцо пары трения изготовлено из аустенитной нержавеющей стали с напылением карбида вольфрама, надето на четыре штифта, расположенные под углом 90 градусов друг к другу. Передача крутящего момента к этому кольцу осуществляется за счёт упомянутых ранее четырех штифтов. Внутренняя площадь поверхности контркольца значительно превышает внутреннюю площадь поверхности вращающегося кольца. Герметичность ротационного соединения обеспечивается парой трения торцевого уплотнения, а также вторичными уплотнениями: двумя резиновыми уплотнительными кольцами, размещёнными в канавках, выполненных на торцах контркольца и вращающегося кольца, а также манжетой специальной формы между стальной обоймой и корпусом ротационного соединения. Начальное контактное давление в паре трения торцевого уплотнения создается набором из восьми мелких цилиндрических пружин сжатия.
На фотографии ниже [см. Фото 2] показано контркольцо с изношенной рабочей поверхностью. Осевой износ кольца из карбида кремния составляет достаточно большую величину ~0,8 мм [дальнейший износ ограничен осевой подвижностью резиновой манжеты]. На стальной обойме контркольца видны следы цветов побежалости - переходы цветов от светло соломенного до сине-фиолетового [см. Фото 2 и Фото 7], примечательно, что по заявлению инженера-механика новое контркольцо, содержащее стальную обойму, поставляется без каких-либо цветовых оттенков.
Фото 2. Изношенное контркольцо торцевого уплотнения ротационного соединения.
Изношенная рабочая поверхность этого контркольца с острой кромкой на внутреннем диаметре и со следами выровов и сколов на наружном диаметре видны на двух последующих фотографиях [см. Фото 3 и Фото 4].
Фото 3. Изношенная рабочая поверхность контркольца с острой кромкой на внутреннем диаметре.
Фото 4. Выровы и сколы на наружном диаметре изношенной рабочей поверхности контркольца.
На последующих фотографиях [см. Фото 5 и Фото 6] показано вращающееся кольцо с изношенной рабочей поверхностью. Оценочный осевой износ этого кольца с напылением карбида вольфрама составляет около 0,2 мм. Наибольший износ в виде концентрической канавки располагается ближе к наружному диаметру и соответствует контактной наружной кромке ответного контркольца. Цвет внутренней поверхности вращающегося кольца пары трения из нержавеющей аустенитной стали - золотисто-желтоватый.
Фото 5. Вращающееся кольцо торцевого уплотнения ротационного соединения с изношенной рабочей поверхностью.
Фото 6. Изношенная рабочая поверхность вращающегося кольца.
Как нами было ранее указано, контркольцо и вращающееся кольцо имеют канавки, в которые установлены резиновые уплотнительные кольца. Задняя часть контркольца изображена на фотографии [см. Фото 7]. На стальной обойме более чётко видны цвета побежалости, большее количество областей с сине-фиолетовыми оттенками примыкает к наружной повехности кольца из карбида кремния.
Фото. 7. Задняя часть контркольца с резиновым уплотнительным кольцом.
Резиновое уплотнительное кольцо, установленное в канавку, выполненную на задней торцевой части контркольца, имеет следы износа в результате воздействия механических и температурных нагрузок [см. Фото 8], поверхность этого резинового кольца практически не выступает над кромкой канавки, остаточная деформация сжатия материала эластомера достигла критического значения при котором не может быть обеспечена герметичность в результате отсутствия необходимого контактного давления в соединении.
Фото. 8. Вид на резиновое уплотнительное кольцо контркольца пары трения.
Аналогичная картина наблюдается при осмотре заднего торца вращающегося кольца пары трения уплотнения [см. Фото 9]: толщина резинового уплотнительного кольца сравнялась с глубиной канавки, остаточная деформация сжатия превысила предельное значение при котором не может быть обеспечена герметичность в результате отсутствия необходимого контактного давления в соединении.
Фото. 9. Вид на резиновое уплотнительное кольцо вращающегося кольца пары трения.
Попытка вытащить уплотнительное резиновое кольцо из канавки контркольца увенчалась успехом [см. Фото 10]. Уплотнительное резиновое кольцо приобрело в эксплуатации прямоугольную форму поперечного сечения, соответствующую размеру канавки, материал эластомера VITON практически не имеет эластичных упругих свойств.
Фото. 10. Контркольцо и его резиновое уплотнительное кольцо.
Попытка извлечь уплотнительное резиновое кольцо из канавки вращающегося кольца уплотнения провалилась [см. Фото 11]. Это уплотнительное резиновое кольцо приобрело в эксплуатации прямоугольную форму поперечного сечения, соответствующую размеру канавки, материал эластомера VITON полностью утратил эластичные упругие свойства.
Фото. 11. Вращающееся кольцо уплотнения и его резиновое уплотнительное кольцо.
Оценочные инженерные расчеты аналога торцевого уплотнения ротационного соединения Deublin 6200 DN50 выполнялись с помощью программного комплекса MSLC. Принималось, что горячая вода имеет расход через ротационное соединение около 105 литров в минуту, что соответствует скорости потока воды через уплотнение один метр в секунду [в связи с тем, что дополнительно запрошенные у инженера-механика данные по фактическому расходу воды, подачи насоса и т.п. параметрам нам предоставлены не были], температура воды на входе в ротационное соединение +120 градусов по Цельсию при избыточном давлении 3 Бара и 6 Бар соответственно, скорость вращения 750 оборотов в минуту. Результат распределения температур по сечениям колец пары трения торцевого уплотнения ротационного соединения показан ниже [см. Фигура 1].
Фигура 1. Расчетное распределение температур в паре трения торцевого уплотнения ротационного соединения при перепаде давления 3 Бара.
Диаграмма давление P - температура t для термодинамического анализа торцевого уплотнения построена при избыточном давлении воды на входе в ротационное соединение 3 Бара (3 атмосферы), получена по результатам инженерных расчётов и продемонстрирована ниже [см. Фигура 2]. Из этой диаграммы следует, что работа аналога гидравлически нагруженного торцевого уплотнения ротационного соединения Deublin 6200 DN50 происходит на режимах близких к критическим, в условиях полусухого трения, где на большей части рабочей поверхности пары трения возникают условия для фазового перехода воды в пар, что приводит к нестабильной работе уплотнения: эффект "парового молота", а в англоязычной литературе это соответствует термину "puffing instability". Отсутствие гарантированной плёнки рабочей жидкости во всем зазоре пары трения торцевого уплотнения приводит к увеличению коэффициента трения и, соответственно, большему тепловыделению, повышается температура и возрастает усталостный износ рабочих поверхностей колец пары трения. Повышенная температура ускоряет старение эластомера из которого изготавливаются вторичные резиновые уплотнительные кольца.
Фигура. 2. Диаграмма P - t для торцевого уплотнения ротационного соединения при избыточном давлении воды 3 Бара.
Таким же образом строилась диаграмма для термодинамического анализа торцевого уплотнения при избыточном давлении воды на входе в ротационное соединение 6 Бар (6 атмосфер), результат показан ниже [см. Фигура 3]. Повышение избыточного давления воды с 3-х Бар до 6-ти Бар позволило сместить рабочую точку на диаграмме левее кривой, соответствующей фазовому переходу воды из жидкого состояния в газообразное, даже несмотря на несколько большее тепловыделение и повышенную температуру в зазоре колец пары трения торцевого уплотнения. Однако, даже в этом случае не получается полностью обеспечить наличие пленки рабочей жидкости в зазоре пары трения, поэтому возможно проявление эффекта "парового молота" и повышенный усталостный износ рабочих поверхностей уплотнения.
Фигура. 3. Диаграмма P - t для торцевого уплотнения ротационного соединения при избыточном давлении воды 6 Бар.
По результатам проведеных оценочных инженерных расчётов прогнозируемый срок службы вторичных уплотнений при полученных значениях температур должен быть не менее 4600 часов для резинового кольца, установленого в канавку вращающегося кольца пары трения и 5300 часов для резинового кольца, установленого в канавку контркольца, что соответствует примерно 26-ти и 30-ти месяцам работы оборудования в одну смену, т.е. 8 часов в сутки. При работе каландера с ротационными соединениями по две смены в сутки (т.е. 16 часов в сутки), это соответствует 13-ти и 15-ти месяцам работы. Для прогнозируемых сроков службы эластомеров значения остаточной деформации сжатия достигают около 80% [толщина резиновых колец больше глубины их канавок], а материал резины имеет небольшие эластичные и упругие свойства и не рассыпается, как на предоставленном нам образце торцевого уплотнения. Наличие на стальной обойме контркольца областей с цветами побежалости от соломенного цвета до синевато-фиолетовых оттенков может свидетельствовать о работе торцевого уплотнения в критических режимах в условиях сухого трения (вода с паром), в результате локальная температура могла подниматься до +220...+280 градусов Цельсия, что привело к сокращению срока службы резиновых уплотнительных колец в эксплуатации и значительному усталостному износу твердых материалов рабочих поверхностей колец пары трения торцевого уплотнения.
Выводы:
- предоставленный нам аналог гидравлически нагруженного торцевого уплотнения ротационного соединения не соответствует по конструкции и характеристикам оригинальному гидравлически разгруженному уплотнению Deublin 6200 DN50;
- примененные в аналоге торцевого уплотнения материалы для колец пары трения WC/SS - SIC не рекомендуются и не предназначены для надежной и продолжительной работы в горячей воде с температурами, близкими к фазовому переходу жидкости в пар;
- наличие цветов побежалости от светло соломенного на вращающемся кольце из аустенитной нержавеющей стали и сине-фиолетовых оттенков на стальной обойме контркольца, а также потеря эластичности и упругости резиновых уплотнительных колец, свидетельствуют о повышенных температурах [более +220 градусов Цельсия] в паре трения уплотнения в эксплуатации, что приводит к более интенсивному усталостному износу рабочих поверхностей колец пары трения и существенному сокращению срока службы вторичных уплотнений;
- применение в конструкции ротационного соединения резиновой манжеты ограничивает осевую подвижность контркольца и при его увеличенном износе невозможности создания необходимого контактного давления в паре трения для обеспечения герметичности уплотнения.
- провести проектно-расчетную работу с целью изменения конструкции уплотнения, обеспечив необходимую гидравлическую разгрузку, улучшенный теплоотвод и осевую подвижность контркольца;
- выбрать материалы колец пары трения уплотнения, обладающие более высокой теплопроводностью, низким коэффициентом трения с возможностью кратковременной работы в условиях сухого трения;
- выбрать материал для уплотнительных резиновых колец, обладающий улучшенной температурной и химической стойкостью к воздействию горячей воды с паром;
- в эксплуатации обеспечить необходимое давление и расход горячей воды без пара через ротационное соединение, это позволит отвести тепло от поверхностей уплотнительных колец и сохранить наличие пленки рабочей жидкости в зазоре пары трения для стабильной работы торцевого уплотнения.
Наша группа специалистов выполняет по техническому заданию заказчика комплекс проектно-расчетных работ по модернизации и импортозамещению торцевых уплотнений ротационных соединений и, по мере сил и возможностей, последующим изготовлением опытных образцов уплотнений.