Торцевое уплотнение насоса Corken Z2000
Центробежные лопастные насосы Corken модельного ряда Z/ZH2000 [Coro-Vane®], соответствуют Директиве Евросоюза ATEX 94/9/EC по перекачке сжиженных углеводородных газов (СУГ), безводного аммиака, фреона и т.п. Оборудование Corken серии Z устанавливается на автоцистернах, является объёмным роторным (шиберным) насосом специального типа.
Лопасти оборудования саморегулирующиеся, изготаливаются из полимеров с низким коэффициентом трения. Для обеспечения герметичности рабочей полости и вала в насосе с обоих концов ротора (позиция 13) устанавливается два одинаковых по конструкции торцевых уплотнения (позиция 14) .
Экспертиза технического решения штатного уплотнения вала
Российская компания, эксплуатирующая насосы Corken модели Z2000, любезно предоставила нашим инженерам вышедшее из строя штатное торцевое уплотнение и связанную информацию по перекачиваемой жидкости, а также инструкцию по монтажу и эксплуатации. Эта и другая информация была использована при проведении экспертизы технического решения уплотнения вала, выполнении опытно-конструкторской работы и подготовке настоящей публикации.
Информация по работе насоса Corken модели Z2000
⊛ Рабочая (перекачиваемая) жидкость: газы углеводородные сжиженные марки пропан бутан автомобильный (ПБА) ГОСТ Р 52087 (массовая доля компонентов по ГОСТ 10679);
⊛ Номинальное избыточное давление жидкости до 9 бар;
⊛ Частота вращения вала 500...750 об/мин (используется электрический привод);
Чертеж торцевого уплотнения
На сборочном чертеже в разрезе показано торцевое уплотнение насоса Corken серии Z, модель 2000. Прецизионное уплотнение компонентное [содержит вращающуюся часть и неподвижное контркольцо], специального конструктивного исполнения с нестандартными установочными размерами.
Вращающаяся часть уплотнения, показанная на чертеже, состоит из сборочного узла, содержащего две стальные обоймы, цилиндрическую пружину сжатия, вращающееся кольцо, установленное в одну из обойм, вторичное резиновое уплотнительное кольцо, размещенное в канавке вращегося кольца пары трения, прижатое шайбой. Оригинальное торцевое уплотнения гидравлически нагруженное, внутреннего расположения, применяется для вала с реверсивным вращением.
Обоймы и пружина вращающейся части торцевого уплотнения
Обоймы уплотнения и шайба упорная изготавливаются серийно штамповкой из тонкого стального листа с целью достижения максимальной прибыли при минимальных затратах. Цилиндрическая пружина сжатия также изготовлена из углеродистой стальной проволоки. Эти детали имеют гальваническое покрытие соломенно-жёлтого цвета, которое по факту не обеспечивает необходимую и достаточную защиту от коррозии в рабочей среде (см. Фото 1).
На верхней (передней) внутренней цилиндрической поверхности обоймы имеются два поводка для передачи крутящего момента вращающемуся кольцу пары трения. На внутренней цилиндрической поверхности другой обоймы, сопряженной с валом насоса, выполнен паз под установку штифта на валу, используемого для передачи крутящего момента от вала к уплотнению. Соединение обойм друг с другом осуществляется загибкой восьми лапок передней обоймы на торец другой обоймы. Такое конструктивное решение имеет недостаток, заключающийся в невозможности точного базирования сборочного узла прецизионного уплотнения по торцу вала насоса. Этот недостаток отрицательно влияет на надежность, герметичность и срок службы уплотнения.
Пара трения торцевого уплотнения
Подвижное в осевом направлении вращающееся кольцо пары трения изготовлено из углеграфита и свободно устанавливается в стальную обойму. Герметичность по валу насоса обеспечивается вторичным уплотнительным кольцом из эластомера. Резиновое кольцо отчасти потеряло свои упругие свойства, форма его поперечного сечения свидетельствует об имеющейся остаточной деформации сжатия.
Ответное неподвижное контркольцо изготовлено из стали устанавливается с натягом во фланец насоса с помощью другого уплотнительного резинового кольца. Внешний вид рабочих поверхностей колец пары трения показан на фото (см. Фото 2). Вращающееся кольцо имеет осевой износ менее одного миллиметра, а оставшийся запас по износу около двух миллиметров. На рабочей поверхности стального контркольца невооруженным глазом видны концентрические следы износа глубиной около 0,3 мм, соотвествующие ширине рабочего пояска ответного вращающегося кольца пары трения. Применяемые бюджетные материалы для колец пары трения являются другим недостатком оригинального торцевого уплотнения.
Модернизированное торцевое уплотнение для насоса Corken серии Z2000
По результатам выполненной экспертизы технического решения уплотнения нашей группой инженеров была проведена опытно-конструкторская работа, в результате была разработана рабочая документация, чертежи модернизированного ремонтного комплекта пары трения и прототип торцевого уплотнения со специальными материалами.
С целью инновационного импортозамещения и устранения недостатков оригинальных торцевых уплотнений для насосов Corken серии Z, наша группа инженеров проводит проектно-расчётные работы с применением новых технических решений и последующим изготовлением ремонтопригодных опытных образцов торцевых уплотнений. Совместно с новым торцевым уплотнением в сборе могут изготавливаться и предлагаться ремонтные комплекты пары трения. Цена ремкомплекта для нашего опытного прецизионного изделия составляет 50% ... 70% от стоимости уплотнения в сборе и зависит от применяемых материалов и количества при изготовлении (примерно на 40...50% дешевле штатного изделия из США и Европы).
Выводы
1) Проведена экспертиза технического решения торцевого уплотнения насоса Corken модель Z2000 в результате которой выявлены его недостатки.
2) Для насоса серии Z выполнена опытно-конструкторская работа, выпущены рабочие чертежи колец пары трения; под заказ изготавливаются и предлагаются модернизированные ремонтные комплекты с применением специальных материалов.
3) Разработан прототип ремонтопригодного торцевого уплотнения на основе одного из технических решений, устраняющего недостатки оригинального уплотнения; опытные прецизионные уплотнительные изделия проектируются и изготаливаются по нашим чертежам под заказ по конкурентной цене.
10.02.2025
Особенности практического применения методик расчёта распределения давления рабочей жидкости в зазоре колец пары трения торцового уплотнения с микроканавками
Статья является продолжением краткой предварительной экспертизы статьи «МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТОРЦОВОГО УПЛОТНЕНИЯ С МИКРОКАНВКАМИ”, опубликованной в журнале Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 10, №3, 2008.
17.07.2024
Статья в журнале ИМАШ РАН: Методика расчёта обыкновенного торцового уплотнения вала и ее реализация в системе Mathcad
В журнале ИМАШ РАН №1-2(74) 2024 опубликована наша статья "Методика расчёта обыкновенного торцового уплотнения вала и ее реализация в системе Mathcad".






